2 место в номинации «Волшебная гора»-2019 (категория 21-30 лет)

Анжелика Кубряк


Мементо море

Лужу эту знают все в Зауголье. Ещё бы: появилась она задолго до озёр для колки льда, а по глубине, как поговаривают, может потягаться с самим Балтийским морем — просто надо знать, где мерить.

Вот уже несколько веков у мальчишек Зауголья есть традиция: после школы обязательно проведать лужу. Хорошо вокруг лужи подраться, закинуть шапку соперника куда-нибудь в центр и сообща вылавливать кривой палкой — а то утонет и нагоняй получат все. А ещё хорошо когда лёд кататься по луже. Только действовать надо осторожно: коварная корка грозится треснуть даже в самый колючий мороз.

Но самый класс — это кидать в лужу камушки. Блинчики, кругляшки, древние кирпичи из какой-нибудь подпорной стены или свежие с соседней стройки. Лужа популярная и бездонная, так что рядом с ней все камни уже давно закончились. В особо неудачные дни, когда до тебя к луже уже сбегала орава мальчишек, приходится жертвовать сменкой. Ну а что поделать? И даже прохожие не остановят, а только пройдут, шмыгнув носом, — каменный дефицит наблюдался уже в их детстве. Да, редкий житель Зауголья не оставил свой ботинок в этом сакральном месте.

В какой-то момент посреди нашей лужи появился островок — маленькая бетонная плита. Как поговаривали, конструкция эта крайне ненадёжная, — поэтому никто как-то не решался запрыгнуть на плиту. А Нюра, соседка наша, как-то возвращалась из магазина с пакетами, да как-то так ей взгрустнулось и домой к готовке-стирке возвращаться не захотелось, что ноги её удлинились — и запрыгнула она на островок. Села на кульки свои, подпёрла щёку и стала морковку задумчиво грызть. Муж её это из окна увидел, выбежал, стал что-то кричать — а островок от него разворачивается. Так и бегал Нюрин муж вокруг лужи, да всё без толку.

В общем, жила Нюра некоторое время на островке, обустроилась там, даже телевидение себе провела. А потом догрызла все свои овощи и съехала. Да и островок куда-то течением унесло. Ну, или это уже бывший Нюрин муж его каким-то образом выкрал: по слухам, там за кабельное было на месяц вперёд уплачено.

Или вот ещё. Как-то раз наш местный Дед-Костыль перебрал. И ходил-качался по Зауголью. А все дороги, как известно, ведут к одному месту — к луже. В общем, припал наш Дед к ней — да и хлебнул чутка. И как-то так ему хорошо стало, весь алкогольный дурман тут же сняло. С тех пор частенько местные мужи набирают в бутылку водичку из лужи — так, на всякий случай. А рецепт рассола на основе этой воды даже попадал в заугольный выпуск «Хозяйке на заметку». Хотели пустить на федеральный уровень, но тут местные воспротивились: понаприезжают ещё всякие, всю лужу выхлебают — только этого не хватало.

А однажды мой одноклассник Руся расхрабрился и нырнул в лужу. И попал, конечно, в то место, которое надо знать, где мерить. В общем, потонул. Три дня где-то плескался, а потом вынырнул в луже возле Макс-Ашманн-парка. Целёхонький остался, только половинку переднего зуба отбил, пока несло его внутри Кёнигсбергского течения.

Но в целом Русе повезло. Через несколько лет лужа возле Макс-Ашманн-парка пересохла: понастроили в том районе новые дома, въехали в них люди, которые отродясь у луж не жили. Конечно, они ни камушки, ни ботинки, ни Русю в лужу кидать не стали, а та обиделась и исчезла.

Так что теперь если провалиться в нашу Заугольную лужу, то можно и не вынырнуть. Но оттого даже интересней. Вот такое вот мементо море.